В сентябре 2016 года Центральный банк РФ и Министерство финансов представили концепцию «индивидуального пенсионного капитала», согласно которой обязательные взносы работодателя заменяются добровольными взносами работника с возможным софинансированием со стороны работодателя. Такие взносы будут собственностью не государства, но гражданина, их можно будет передавать по наследству и инвестировать.
По подсчетам министра финансов России Антона Силуанова, такая схема позволит довести пенсии до уровня 60% от прежней заработной платы человека (при существующем нормативе в 40% по критериям Международной организации труда, являющихся базовыми для социальных расчетов в мире).
В чем достоинства системы, которая, по мнению ее инициаторов, базируется на принципах «трех П»: просто, понятно и прибыльно? Она не снижает существующих социальных обязательств государства по страховым пенсиям, а также по сформированной до настоящего времени накопительной части пенсии. Участие в такой системе добровольное, то есть речь не идет о новом налоге. Даже те, кто в такой системе участвует, может выйти из нее в любой момент.
С макроэкономической точки зрения индивидуальный пенсионный капитал обеспечивает экономике «длинные деньги», которые могут служить источником долгосрочных инвестиций. Предлагаемая система похожа на существующие пенсионные системы США, Великобритании и Швеции, сочетающие базовую и накопительные части и предполагающие значительную свободу гражданина в инвестировании последней. Она, безусловно, будет способствовать развитию финансовой грамотности населения – ведь в развитых странах к индивидуальному финансовому планированию прибегают от трети до более чем половины (как в США) населения, и при выходе на пенсию получают достойные плоды своих долгосрочных инвестиций, которые при этом можно передать и следующим поколениям.
По поступающей информации, Министерство финансов РФ близко к выработке окончательных формул соответствующего законопроекта, с тем чтобы попробовать принять его уже в этом году и ввести в действие со следующего года.
Какие вопросы, однако, возникают при обсуждении всех этих сюжетов? Их можно разделить на несколько групп.
Первая группа вопросов связана с тем, каким образом будут совмещаться «старые» накопления в рамках существовавшей с 2002 г. накопительной системы (а там накоплено более 4.3 трлн. рублей, из которых чуть более 40% - средства «молчунов» в ВЭБ, остальные – в различных НПФ) и «новые». Будут ли они как-то интегрироваться? Думается, должна быть предусмотрена возможность – по желанию гражданина объединить «старые» и «новые» накопления. Такой подход сделал бы новый инвестиционный инструмент более привлекательным для будущих пенсионеров.
Вторая группа вопросов, собственно, связана с существующим весьма консервативным законодательством. Российские чиновники любят приводить в пример норвежский государственный пенсионный фонд, обеспечивающий среднюю доходность на уровне свыше 5% годовых (впрочем, по итогам прошлого года 2018 г. он зафиксировал первые за 10 лет убытки, но не суть). Однако давайте вспомним, каковы правила его инвестирования? Он может инвестировать как в гособлигации разных стран, так и в акции крупных компаний с высоким рейтингом по всему миру, так и в недвижимость. Если последнее, пожалуй, рискованно, то почему российские пенсионные фонды не имеют хотя бы той свободы, что имеет российское государство, инвестирующее средства ФНБ в том числе в высококлассные зарубежные финансовые инструменты?
Наконец, третья и самая главная группа вопросов связана с затянувшейся непубличностью. Опыт прошедшей пенсионной реформы (весьма болезненной, в отличие от введения индивидуального пенсионного капитала) показал, что принятие важных решений без публичного обсуждения не страхует от недовольства, а наоборот, подогревает его и позволяет возникать самым неправдоподобным слухам. В этой связи как для Министерства финансов РФ, так и для Правительства в целом, и для общества было бы правильно начать публичное как общественное, так и экспертное обсуждение вопроса об индивидуальном пенсионном капитале, и с этой целью опубликовать базовый законопроект.
Источник: