Здесь и сейчас: Влияние магазинов на импульсивные покупки

Категория: Общество, Эксклюзивно

Значительная часть россиян признает свою зависимость от незапланированных покупок.

"В условиях пандемии людям необходимо удовлетворять себя, испытывая радость от новых приобретений. С другой стороны — это достижение ритейлеров в рекламных предложениях", — говорит сооснователь сети Fix Price Сергей Ломакин.

У каждого была такая ситуация: вы зашли в магазин купить подгузники и на выходе замечаете набор бокалов по сниженной цене. Особенно часто такие акции можно заметить во время новогодних распродаж.

Влияние на чувства потребителей

Спонтанный шоппинг не является чем-то удивительным, утверждают психологи. Такие покупки — это компенсация собственному эго, лишенному альтернативных способов самовыражения.

В значительной степени подобные покупки обусловлены индивидуальными особенностями и "наследственной склонностью" к трате денег.

"На выбор покупателей влияют сразу несколько элементов. В магазине задействовано каждое из пяти чувств покупателя. Поэтому музыка в торговом зале, цветовое решение, освещение и дизайн витрин не случайны. Маркетологи выяснили, как использовать цифровые инструменты для индивидуальных предложений клиентам. Я бы назвал это "интуицией". Чем больше продавец знаком с желаниями клиента, тем выше вероятность того, что отказаться от покупки будет трудно", — отмечает Сергей Ломакин.

Перед пандемией классификация спонтанных покупок распределялась следующим образом: еда и продукты питания (50%), предметы одежды (43%), транспорт (41%), бытовые вещи (35%). В 2020 году основные покупки выглядят так: чистящие средства (42%), дезинфекторы (38%), туалетная бумага (35%), средство для мытья рук (32%).

Инструкция по борьбе с соблазнами в магазинах

В исследовании банка "Открытие" сказано, что большинство покупателей могут потратить около 5 000 рублей ежемесячно на спонтанные покупки.

"Во избежание лишних трат следует планировать бюджет. Важно позволять себе нецелевые покупки, но при этом средства должны быть ограничены", — говорит Сергей Ломакин.

Перед покупкой специалисты советуют выждать паузу минимум на сутки. Помните, что продавцы любят устраивать ажиотаж, подталкивая клиентов сообщениями типа "остался 1 экземпляр". На подобную рекламу реагировать не стоит.

Еще один метод — составить план покупок и взять лишь ту сумму, которую вы собираетесь потратить.

Сергей Ломакин — сооснователь сети дискаунтеров "Копейка". С 1998 по 2007 год он был гендиректором. В 2007 году бизнесмен продал свою долю в финансовой компании "Уралсиб". В это же время Сергей Ломакин возглавил продвижение розничных проектов в России — Fix Price, Modis и "ЦентрОбувь".

В 2007 году Ломакин принял участие в открытии первого дискаунтера Fix Price. В 2019 году открылся трехтысячный магазин. Позже организация заняла 136-е место в списке 150 крупнейших российских компаний по уровню доходов.

Сергей Ломакин – российский предприниматель, известный представитель отечественного ритейла, входит в число основателей сети «Копейка» – одного из первых дискаунтеров в нашей стране. До 2007 года Ломакин стоял во главе компании, после чего занялся развитием других перспективных проектов в сфере ритейла, среди наиболее успешных отмечают Modis, «ЦентрОбувь» и Fix Price – сеть магазинов низких фиксированных цен, завоевавшая в последствии огромную популярность как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Сегодня сеть насчитывает более 4700 торговых точек.

Читайте также: