Банк России на последнем заседании повысил ключевую ставку с 19 до 21% и обещает очередной рост "ключа" в декабре, несмотря на сопротивление Минфина, Минэкономразвития и Госдумы РФ. Всё больше экспертов заявляют, что политика инфляционного таргетирования ЦБ, принятая в 2015 году ещё в старых экономических условиях, сегодня неэффективна, может оставить экономику России "в руинах" и привести к социальному взрыву.
РЕДАКЦИЯ ЦАРЬГРАДА
Недавно влияние уровня ставки на инфляцию поставил под сомнение и президент Владимир Путин. С конца июля её увеличили уже на 5 п. п. (или 500 б. п.), и, по логике регулятора, из-за роста стоимости кредитов и цен население должно начать больше экономить, что снизит инфляцию. На деле цены растут и кредиты дорожают, значительная часть населения нищает, но параллельно растёт и инфляция. В сентябре она достигла 9,1% по сравнению с 7,7% в августе.
Также не добавляют доверия к Банку России многочисленные заявления заместителя председателя правления ЦБ Алексея Заботкина, который в последнее время комментирует экономическую ситуацию от лица регулятора в СМИ и соцмедиа даже чаще Эльвиры Набиуллиной.
Складывается впечатление, что регулятор находится в состоянии "тоннельного мышления", в котором реальность искажена заданными МВФ траекториями. Не в силах выйти из них ЦБ в последнее время всё больше напоминает того самого "слепого лося, бегущего через огненный лес, - его ведёт сама судьба", а сам Алексей Заботкин - человека, который не ведает, что творит. Профнепригодность зампреда ЦБ была бы самым простым объяснением, однако не всё так очевидно.
Ставка краха
Многие экономисты утверждают, что повышение ключевой ставки в настоящее время делает невозможным экономический рост, призывают Банк России отказаться от следования моделям МВФ и перестать вести страну в пропасть.
Как считает руководитель отдела макроэкономического анализа "Финам" Ольга Беленькая, при дальнейшем росте ставки компании без большой финансовой подушки и поддержки государства могут не пережить этот период.
Им придётся уходить с рынка вместе с частью необходимого обществу предложения товаров и услуг,
- предупреждает эксперт. В отличие от Заботкина, она считает, что это перераспределит ресурсы не в пользу эффективных предприятий, а "в пользу компаний, которые могут переложить свои затраты на государство или на потребителя".
Эксперты предупреждают, что в России в текущих условиях - при санкциях, большом масштабе параллельного импорта, дефицита кадров на рынке труда и т.д. - высокая ставка может только разогнать инфляцию.
Повышение ставки будет закладываться производителями в стоимость товаров и может сработать в сторону раскручивания инфляционной спирали,
- считает заведующая кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Светлана Фрумина. Председатель совета директоров ПАО "Северсталь" Алексей Мордашов сообщил, что с текущей ставкой компаниям выгоднее остановить развитие и положить средства на депозит, чем вести бизнес и нести риски, с ним связанные.
В конечном счёте ставка сама становится фактором инфляции. Эти процессы имеют серьёзную инерцию, что может привести к торможению экономики,
- отметил он. А инвестиционный банкир Евгений Коган недавнее увеличение ключевой ставки вообще назвал "ядерным ударом" по национальной экономике.
Однако ЦБ в лице своего "рупора" Алексея Заботкина никаких разумных аргументов в пользу повышения ставки не приводит и в сектантском духе призывает "в денежно-кредитную политику ЦБ просто верить". А для убедительности поясняет:
Вы же верите в профессионализм лётчика, так и у нас в ЦБ.
Заботкин вполне подпадает под портрет, который недавно представил Дональд Трамп:
Глава ФРС - лучшая работа в правительстве. Ты приходишь в офис раз в месяц и кидаешь монетку. Все считают тебя богом и гадают, что же ты решишь.
Недаром в 1990-е Центробанк называли "филиалом ФРС США". Похоже, таковым вотчина Набиуллиной и Заботкина остаётся и по сей день.