Предприниматель Сергей Ломакин о будущем больших магазинов и исчезновении гипермаркетов

Категория: Общество, Эксклюзивно
Сергей Ломакин
Сергей Ломакин

Бизнесмен Сергей Ломакин о будущем больших магазинов

Всего 20 лет назад гипермаркеты в России только зарождались и имели неимоверно большой спрос. В таком большом торговом пространстве среднестатическая российская  семья могла провести весь свой выходной день. Но что изменилось на сегодняшний день? Большая часть крупных зарубежных ритейлеров объявили о том, что в их планы на 20 год входит избавление от формата магазинов-гигантов. Такого мнение придерживаются и крупные российские сети – «X5 Retail Group», “Дикси”, “Магнит”.

Действительно ли гипермаркеты изжили себя? Основатель Fix Price Сергей Ломакин постарался разъяснить эту ситуацию корреспондентам газеты «Комсомольская правда».

Наша справка:
Ломакин Сергей Александрович - российский бизнесмен, меценат и благотворитель.

Родился 23 августа 1973 года в Москве. В возрасте 25 лет в 1998 году вместе с партнерами основал торговую сеть «Копейка», одну из первых в России сетей продовольственных дискаунтеров, в которой протрудился в должности генерального директора до 2007 года. Сеть «Копейка», по мнению инвесторов, в 2006 году считалась наиболее привлекательным активом в российском ритейле. В 2007 году активы сети купила ГК «Уралсиб», а Сергей Ломакин создал совместно с зарубежными инвесторами инвестиционную компанию, где возглавил направление по организации в России новых стартапов в ритейле и инвестированию. Так в стране появились «Fix Price», «Modis» и «ЦентрОбувь». Уже в декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина открылся первый магазин «Fix Price». Спустя 12 лет, в сентябре 2019, сеть «Fix Price» вошла в ТОП-150 крупнейших по выручке компаний в стране по версии РБК (136 место), а также в ТОП-100 крупнейших частных компаний российского рынка по версии Forbes (95 место). Сегодня Fix Price – международная сеть, которая представлена в России, Беларуси, Грузии, Казахстане и Латвии. Общая торговая площадь магазинов превышает 530 тысяч кв. метров. Открыто более 3500 магазинов в 830 населенных пунктах в 78 регионах РФ и за ее пределами.

 По словам  Сергея Ломакина, в то время, когда в России только появился такой формат магазинов, ритейлеры  с удовольствием открывали для себя такой вид маркетов. Но кризис 2008 года серьезно подкосил рынок ритейла, поэтому многие торговые сети задумались о реальной эффективности и выгоде больших торговых пространств. Действительно тяжелым для ритейла  выдался 2015-2016 год, в период, когда санкции и экономический застой наступили в один момент. И именно гипермаркеты стали приносить  меньшее количество дохода, что сейчас явно сказалось на их судьбе.

Генеральный директор супермаркетов «Магнит» Ян Дюннинг в одном из интервью  рассказал о том, что именно магазины таких больших размеров опускают всю статистику компаний вниз.

Так почему же покупатели решили отказываться от больших магазинов и дают предпочтение небольшим супермаркетам в своих районах? На этот вопрос Сергей Ломакин предположил. Что »основной причиной отказа публики от гипермаркетов становится падение покупательской способности, которая наблюдается все последние годы. Гипермаркеты, в самом начале действительно предлагавшие более выгодные условия покупки за счет иной бизнес-модели, перестали соперничать по цене с дискаунтерами у дома».

Да и стоит заметить, что если цена не так различается, то стоит ли тратить на покупки драгоценное «покупательское» время?

За несколько лет жизнь людей и их привычки стали меняться, если же раньше среднестатистический покупатель делал покупки один раз на долгое время, то сегодняшний клиент предпочитает делать покупки пару раз в неделю в небольших магазинчиках рядом с домом. Ассортимент достойный и цены на уровне больших гипермаркетов, которые привлекают большинство покупателей за счет скидок и небольших наценок на продукты.

Что касается других товаров, например, техники или товаров повседневного спроса, то их проще заказать онлайн в различных онлайн платформах или интернет-магазинах. Кстати, именно онлайн шоппинг становится триггером исчезновения гипермаркетов с торговых пространств.

Этот «На смену потребительских предпочтений влияют и технологии: россияне привыкают покупать в интернете, - продолжил в своем исследовании Ломакин. -  Если еще несколько лет назад заказы продуктов онлайн были уделом небольшой технически продвинутой части среднего класса, то сегодня покупки в интернете совершает уже массовый покупатель, и даже снижение среднего чека с лихвой компенсируется объемами продаж». Если верить статистике, то через 5 лет большая часть людей будет пользоваться именно онлайн-сторами, именно эта тенденция заставляет традиционных оффлайн ритейлеров переходить в интернет и развивать свои онлайн сервисы покупок – приложения и онлай магазины.

Каким действительно будет рынок через пару лет, остается только догадываться. Будет ли процветать маленький магазин у вашего дома, или же все покупатели массово уйдут в интернет пространство? Ответить на этот вопрос сегодня очень сложно, ведь потребительские предпочтения весьма непостоянны.

Читайте также: