Строительство автомагистрали «Меридиан» зависло на неопределенное время

Категория: Общество, Эксклюзивно 14

В 2013 году возникла идея построить трассу категории 1Б для автоперевозок из Китая в Европу через территорию России – проект с неожиданным названием  «Меридиан», несмотря на то, что пролегать дорога должна скорее по параллели. На сегодняшний день «Меридиан», значительно отклонившись по отдельным параметрам от первоначального замысла, все так же далек от окончательной реализации, как и 7 лет назад.

Отечественные СМИ и блоги наперебой приводят тому причины. В качестве одной из основных называют тот факт, что до сих пор не произведен запланированный технический и ценовой аудит проекта, в реализации которого возникли дополнительные риски, требующие переоценки в соответствии с требованиями Внешэкономбанка. В его нынешнем виде «Меридиан» представляет собой трассу категории 1Б, протяженностью 1550 километров (укороченную на 430 километров, по сравнению с первоначальным замыслом), пролегающую через 10 областей Российской Федерации и соединяющую Международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) на границах России с Казахстаном и Беларусью. Согласно техническим требованиям, принятым к трассам такой категории, она должна быть оснащена в обязательном порядке средствами ИТС, а также, по замыслу разработчиков, разветвленной транспортно-логистической инфраструктурой на всей протяженности.

И при этом стоимость проекта поражает своей бюджетностью – 488,2 миллиарда рублей в ценах 2018 года, или 523,8 миллиарда в ценах срока реализации проекта, 2018-2020 годы. Это, в пересчете на 1 километр автодороги, в 2-3 раза ниже среднерыночной. Понятно, что большая часть земель, на которых предполагается прокладывать трассу, находится в госсобственности и ее не надо выкупать, но вот относительно участка в Брянской области, принадлежащего ЗАО «Мираторг», соглашение пока не достигнуто, так что определенные вопросы у экспертов остаются.

Так же, как и вопрос о сроке окупаемости проекта – 13 лет, по планам разработчиков. Чтобы выйти за этот срок на уровень доходности, необходимо обеспечить высокую плотность трафика по новой трассе, чего, увы, не наблюдается, по крайней мере, на сегодняшний момент и на уже функционирующих в данном направлении автотрассах. Похоже, возмещать затраты для выполнения своих финансовых обязательств перед инвесторами авторам проекта придется за счет роста тарифов за проезд по «Меридиану».

Читайте также: